«Алло, здравствуйте! Я представитель вашего банка. Вы выиграли 100 миллионов сумов в нашем розыгрыше! Чтобы получить приз, пройдите по ссылке и введите код из SMS-сообщения».
Звучит знакомо? Чаще всего мошенники строят свои коварные планы именно так: крадут персональную информацию, чтобы получить доступ к вашим финансам. В статье рассказываем, какие есть схемы мошенничества и как себя обезопасить.
С чего все это началось: Интернет 1.0
С распространением интернета у мошенников появились новые способы для финансовых махинаций. Теперь для кражи средств достаточно знать номер карты, срок действия и секретный код из SMS, а иногда и еще меньше.

Популярные схемы мошенничества
Фишинг — это когда мошенники под видом банка или любимого магазина просят вас ввести личные данные, например логин и пароль от электронной почты. Они присылают пугающие письма типа «срочно подтвердите данные, а то заблокируем!». Если перейти по ссылке из такого письма, попадете на поддельный сайт, который только и ждет, чтобы своровать ваши данные.
Или вот еще пример: вам приходит сообщение от якобы сотового оператора с просьбой пройти специальный опрос для улучшения сервиса, и за это обещают начислить бонусы. Как только переходите по ссылке, вы попадаете на фейковую страницу (очень похожую на оригинальный сайт оператора) и заполняете данные. После этого мошенники получают доступ к вашим аккаунтам и выводят деньги с ваших счетов.
Вишинг — это как фишинг, но только через телефон. В этом методе мошенники подходят к делу более креативно: они создают сценарии разговоров, играют роли, обещают и угрожают. Чтобы распознать их уловки, важно знать несколько ключевых признаков: если вас торопят, просят предоставить код из SMS или личные данные, неожиданно поздравляют с выигрышем в конкурсе, в котором вы не участвовали, обещают подарки или пытаются вас запугать — перед вами мошенник.
Вот реальный пример вишинга: звонит человек, представляется сотрудником банка и говорит, что на ваш банковский счет был зачислен возврат части суммы за покупку обуви в магазине. Чтобы получить эти средства на карту, он просит продиктовать код из SMS. Однако предоставив этот код, вы фактически дадите злоумышленнику доступ к вашим личным аккаунтам. Лучшим решением в этом случае будет самостоятельно перезвонить в банк по официальному номеру.

Мошенничество в социальных сетях. Одно из любимых мест мошенников — социальные сети. Поддельные профили популярных брендов / магазинов, фальшивые акции и розыгрыши на страницах, фейковые аккаунты с благотворительностью и/или по помощи больным. Это идеальные источники выкачивания денег с доверчивых людей.
Как это происходит? Например, вы оставили комментарий на странице известного блогера, чтобы узнать, где он купил свой парфюм, и вам в личные сообщения приходит предложение от «магазина» приобрести такой же парфюм по огромной скидке. Радуясь выгодному предложению, вы моментально оплачиваете заказ, который попадает прямиком в карман мошенника.
Как не стать жертвой мошенничества?
- Никому не сообщайте свои данные. Ни в коем случае не вводите и не передавайте коды из сообщений, данные карт, ПИН-коды, адреса проживания, места работы, СVС/CVV-код и другую конфиденциальную информацию.
- Проверяйте подлинность входящих звонков. Если кто-то представляется сотрудником банка, перезвоните в службу поддержки банка самостоятельно или напишите в чат приложения.
- Обратите внимание на номер телефона. Мошенники часто используют номера, похожие на официальные номера банка. Они могут отличаться всего на одну цифру. Обязательно сохраните официальный номер.
- Используйте только личные устройства для входа в банковские приложения, чтобы третьи лица не могли получить доступ к вашим аккаунтам.
- Остерегайтесь подозрительных ссылок. Не переходите по ссылкам, которые присылают незнакомые люди или компании.
- Обратите внимание на оформление сайта и его адрес. Даже если интерфейс кажется знакомым, внимательно прочитайте название сайта и убедитесь, что это «оригинал» перед тем, как начнете вводить любые личные данные.
- Включите уведомления в банковских приложениях. Так вы будете в курсе всех операций по счету и сможете реагировать на движения денег в вашем аккаунте.
*Вся информация в статье актуальна на момент публикации. AVO bank не гарантирует, что она останется точной или актуальной в будущем. Перед принятием решений советуем проверять свежие данные.