Сфера логистики давно вышла за рамки поддержки бизнеса и стала частью будничной жизни. В 2024 году объём грузоперевозок превысил 1,5 млрд тонн, и эта динамика показывает: отрасль превращается в стратегический ресурс для развития страны.
Поговорили с экспертами о том, с какими проблемами сталкиваются логистические компании сегодня и чего ожидать от сферы в ближайшие годы.
Образование — путь к развитию
Акрам Мухидов, председатель правления Ассоциации Логистики Узбекистана, вспоминает о зарождении отрасли в начале нулевых в странах Центральной Азии:
Глубоких знаний о логистике и её влиянии на экономику страны практически не было — в учебных заведениях такому не обучали. И это в основном было связано с тем, что экономики стран ЦА на тот момент были недостаточно развиты, большой потребности в услугах логистики не было. Мы с коллегами пришли к выводу, что необходимо создать современную инфраструктуру и условия для развития транспортно-логистической отрасли республики, обучить и повысить квалификацию национальных кадров.
Так решили создать объединение логистических компаний. В 2009 году в Узбекистане появилась Ассоциация логистики, и стала первой среди стран ЦА.
Сегодня же об этой сфере знают практически все. С логистикой сталкиваются даже дети, которые заказывают доставку игрушек с маркетплейсов.

В 2023 году Узбекистан занял 88-е место в мировом рейтинге логистики. Среди стран ЦА он уступил только Казахстану. К концу 2025 года Узбекистан ставит цель удвоить объём международных грузоперевозок и довести экспорт транспортных услуг до $3 млрд. По оценкам Министерства экономики, экспортные доходы страны вырастут на 9–11%.
В Узбекистане, по словам Мухидова, быстро растёт экономика и увеличиваются объёмы производства товаров и услуг, поэтому в стране важно создать эффективную и безопасную цепочку поставок.
Правительство республики стоит на стороне предпринимателей. Ежегодно принимаются решения, направленные на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе для представителей логистической отрасли. Например, в январе 2025 года было принято постановление, благодаря которому утвердили Концепцию развития транспортно-логистической системы до 2030 года. Многие предложения Ассоциации Логистики Узбекистана, направленные в Министерство транспорта и Правительство, были приняты во внимание и включены в постановление.
Несмотря на это, бизнес-сообщество страны сталкивается с нехваткой кадров. Председатель Ассоциации объясняет, что в университетах и техникумах вопросам логистики выделяют очень мало учебных часов, в которые со студентами обсуждают в основном общие вопросы сферы. При этом для работы в отрасли нужно не только знать базу, но и обладать практическими навыками.

Уже сегодня важно поддержать действующие и создавать новые частные образовательные учреждения, сфокусированные на обучение, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области. Также нужно готовить преподавателей и тренеров со знанием национального и зарубежного законодательства в области логистики. Со знанием современной и передовой практики организации международных перевозок, работы складских комплексов, а также внедрения стандартов цифровой и зелёной экономики в логистическую цепочку поставок.
Логистика — сердце бизнеса
В 2022 году Фарид Вахидов занял должность директора представительства ATI.SU в Узбекистане. Это крупнейшая цифровая биржа грузоперевозок и экосистема сервисов для транспортной логистики в странах СНГ.
Здесь грузоотправители и перевозчики находят друг друга, договариваются о перевозке и автоматизируют все этапы работы, включая документооборот и GPS-мониторинг. Ежедневно на платформе размещаются сотни тысяч предложений от пользователей из более чем 60 стран.

Первый опыт в логистике Фарид получил ещё в 2012 году, когда начал работать в компании GM Uzbekistan. Тогда он понял, что работа логистов влияет не только на эффективность отдельных компаний, но и на развитие транспорта во всей стране.
В то время перевозки между Ташкентом и Ферганской долиной были настоящим вызовом: путь занимал много времени и требовал больших затрат. Перед нами стояла задача просчитать, что выгоднее — продолжать использовать автомобильные перевозки или развивать железнодорожное сообщение. Мы детально рассчитали маршруты, сроки и издержки. Анализ показал, что в долгосрочной перспективе железная дорога снизит себестоимость перевозок, обеспечит стабильность поставок и улучшит конкурентоспособность бизнеса. Эти расчёты стали ещё одним толчком к решению о строительстве железнодорожной линии в Ферганскую долину.
Хотя железнодорожные и авиаперевозки играют большую роль для срочных грузов, они пока не могут заменить автомобили. Выхода к морю у Узбекистана нет, а перевозки поездами часто занимают больше времени, поэтому автотранспорт — самый гибкий способ доставки как внутри страны, так и за её пределами.
Это показывают и цифры — за последние 7 лет число грузового транспорта возросло в 7 раз. Доля узбекистанских перевозчиков в международных грузоперевозках внутри страны возросла с 35% до 60%.
Фарид называет логистику невидимой сетью, без которой нельзя представить ни экономику страны, ни повседневную жизнь. Эта сеть оптимизирует время, расходы и создаёт удобства для людей и бизнеса.

Сегодня можно сказать, что ситуация улучшается. В Узбекистане развивается дорожная инфраструктура, строятся новые логистические центры, цифровые решения всё активнее внедряются в отрасль. В то же время остаются вызовы — высокая стоимость международных перевозок, перегруженность некоторых направлений и необходимость ускорения таможенных процедур.
Бюрократические сложности при прохождении таможни — один из главных факторов, которые тормозят развитие логистики и увеличивают срок доставки в Узбекистане. Кроме того, стране не хватает передовых складских помещений, а условия перевозки и тарифы остаются недостаточно прозрачными. Несмотря на это, Узбекистан активно расширяет международные транспортные коридоры — с Китаем, Европой и соседними странами.
Фарид считает, что для дальнейшего развития отрасли в стране нужно ускорить цифровизацию, больше инвестировать в склады с современными технологиями хранения, поддерживать частные логистические сервисы и готовить квалифицированных специалистов.
В разных организациях и проектах я так или иначе всегда сталкивался с вопросами логистики. Постепенно я всё больше убеждался, что именно логистика — это сердце бизнеса: от неё напрямую зависят эффективность, прибыль и доверие клиентов.
Логистика в Узбекистане проходит этап активного роста и преобразований — появляются новые маршруты для перевозок, строятся современные логистические центры, растёт потребность в квалифицированных специалистах. Эта невидимая сеть всё заметнее влияет на экономику и качество жизни, связывая бизнес, людей и страны.
*Информация, представленная в статье, является актуальной на момент публикации: мнения отражают личную точку зрения автора и могут не совпадать с официальной позицией AVO bank. Банк не несёт ответственности за содержание сторонних ресурсов, на которые даны ссылки, а указанные цены носят ориентировочный характер. Перед принятием решений рекомендуется сверяться с актуальными данными.

Скачайте приложение AVO
Все банковские услуги и операции доступны в вашем смартфоне 24/7







