Недавно с коллегами по работе решили разом закупиться техникой — я собрал деньги и поехал на Малику. Думал купить пару смартфонов и атрибутов для них не составит труда, но не тут-то было. Сейчас поделюсь своим опытом на Малике, о своих покупках и лайфхаках, которые я сам для себя открыл.
В основном мой опыт покупки техники на Малике был удачным. Но иногда казавшийся на базаре идеальным по цене и качестве гаджет сильно разочаровывал уже дома. Расскажу несколько личных историй, которые помогут вам не повторять мои ошибки.
Что надо знать перед походом в «Дом техники»
Если коротко, то вся техника, продаваемая на рынке делится на три категории:
- Новая с официальной гарантией от производителя — её можно узнать по годовой гарантии и поддержке узбекского языка в интерфейсе;
- Новая с гарантией от магазина сроком в один месяц — это завезённая «в серую» электроника, зачастую не предназначенная для продажи в Узбекистане;
- Б/У — использованная техника, в основном смартфоны.
У меня есть опыт во всех категориях. Например жене два раза покупал фирменный оригинал, на себе я стараюсь экономить, поэтому выбираю но-легал товары (возможно были и легал, не могу точно сказать). Б/У я покупал ещё когда был совсем молодым — не понимал ничего о качестве, хотел только крутой iPhone, но увы он мне служил недолго.
Как подарок превратился в «кирпич»
Случай произошёл три года назад. Мы с друзьями решили скинуться деньгами и подарить старшему из нас смартфон. Наскребли достаточно кеша и поехали в день его рождения на Малику. Надо было выбрать между поддержанным iPhone XR и новым Galaxy A52. Другу понравился первый, потому что он обожает яблоко.
И как же мы пожалели об этом спустя несколько дней... Как только на смартфон прилетело обновление ПО, он перестал заряжаться и превратился в «кирпич». Оказалось, что аккумулятор внутри поменяли на неоригинальный — Apple блокирует зарядку таких устройств. С возвратом телефона в магазин проблем не возникло, но урок вся наша компания усвоила.
После того случая пообещал себе больше никогда не покупать б/у гаджеты. А через год продавец Малики рассказал мне, что практически все подержанные смартфоны на рынке сомнительного происхождения. Схема такая: в «богатых» странах дёшево покупают сломанные телефоны, меняют корпуса, батарейки и экраны на неоригинальные и везут на продажу с наценкой в Узбекистан. Такие смартфоны легко узнать: их продают без коробки.
На что стоит обратить внимание
Недавно ещё купил наушники soundcore Space Q45, которые на Малике редко встретишь. Из-за этого продавцы отказывались вскрывать коробку для проверки. Потратив полчаса на обход магазинов, мне удалось найти место, где согласились на проверку гаджета. Мне было важно купить наушники в магазине, в котором продавцы не боятся за свой товар. Только так можно сразу обнаружить поломки.
Также стоит обходить прям все-все магазины. Продавцы хоть и сидят в одном чате в Telegram, где фиксируют цены, но наценка у каждого своя. А если походить по рынку, можно найти наиболее выгодный вариант. Со мной так было, когда покупал vivo V27. Во многих магазинах он стоял в $440 и продавцы доказывали, что дешевле здесь я не найду. Но моя настойчивость помогла сэкономить — после обхода всех магазинов купил смартфон за $410 с официальной гарантией от vivo.
Последний раз я там же купил Redmi Note 12 Pro тёще в подарок. В магазине, где нашёл смартфон подешевле, продавец был грубым и говорил со мной на «ты». Решил не терпеть хамское отношение и пойти дальше. В итоге нашёл очень вежливого продавца, который сделал большую скидку так как это был подарок.
Новый опыт с маркетплейсами
В Узбекистане появляются всё больше маркетплейсов, и с ними повышается конкуренция на рынке. Цены на технику начинают опускаться практически до уровня Малики. Сейчас не обязательно ехать в другой конец города и тратить уйму времени — цены на Малике уже не такие низкие, а в маркетплейсах всё доставляют до дома.
Например Galaxy A55, который хочу купить для себя, на рынке продают за 3 950 000 сумов с гарантией от магазина. А в Olcha такой же смартфон нашёл за 4 189 000 сумов с официальной гарантией от Samsung. Очевидно, лучше переплатить 239 000 сумов за официальную гарантию.
Оплату планирую сделать через кредитную карту AVO platinum — она удобная, так как если я сейчас заплачу кредитными деньгами, до 45 дней я могу вернуть их без %. А за это время как раз мне попадёт зарплата. Смартфон можно забрать из пункта выдачи или оформить бесплатную доставку. Ну и главный аргумент в пользу маркетплейсов для меня: на Малике не принимают банковские карты и не выдают чеки. А ведь чек — это доказательство вашей покупки. Ещё с ним можно вернуть 1% от суммы товара, и потратить их на чехол.
Так миф или правда?
Правда. Если быть внимательным, тщательно проверять технику перед покупкой и не экономить на «серых» вариантах без официальной гарантии. Но с точки зрения надёжности, экономии времени, сил и нервов — проще добавить немного денег и заказать товар с гарантией прямо домой.