Если сегодня выйти на базар Урикзор, невозможно не наткнуться на ряды со всевозможными футболками с надписями Gucci, Chanél и Louis Vuitton. Там они стоят не дороже нескольких долларов, но их оригинальные собратья — дороже в тысячи раз. Люди покупают и подделки, и оригиналы, а бренды придумывают всё более и более странные люксовые вещи — причем не только одежду и аксессуары. Но почему людям интересен «люкс» и есть ли в нём вообще смысл?
Помню, как в детстве я примерял строительный скотч папы как будто это браслет — правда представлял я его не браслетом, а каким-то волшебным оружием то ли космонавта, то ли волшебника.

Браслет Balenciaga Gaffer Bangle
Прошло почти 20 лет, и видимо, в составе испанского модного дома Balenciaga появился кто-то с похожим опытом из прошлого: бренд выпустил браслет-скотч. Один в один, как у моего папы, только за €3000.
Понятно, что такие вещи — скорее предмет искусства, а не обычное украшение. Это высказывание художника, отчасти протест против капитализма и громкий крик о том, что «вещи переоценены».
Однако, тяжело сказать то же самое, например, о вот этой куртке.

Куртка Gucci
Стоит она даже дороже причуды от Balenciaga — целых $4500. На вид куртка как куртка. Да, сделанная в Италии, да, явно из хорошей кожи. Но это куртка: почти такая же была у моего одноклассника Ахмаджона в 2010 году и смотрелась на нём прекрасно.
Чтобы понять «да за что столько денег-то», важно разобраться в том, из чего «люкс» вообще складывается. Одна из самых главных ценностей, которая и делает такие куртки невероятно дорогими — многолетняя (а часто и многовековая) репутация модного дома.
Например, тот же Gucci основан в 1921 году во Флоренции, сначала как небольшая мастерская, а потом и как фирменный магазин… дальше больше. Десятки лет бренд зарабатывал себе репутацию лучшего из лучших в Европе, постепенно наращивая социальный капитал на континенте и во всём мире. Такую борьбу выдерживают далеко не все бренды, а те, кто выдерживает — продают чёрные куртки по цене подержанного матиза.
Но почему кто-то покупает такие вещи? Психолог и гештальт-терапевт Приставкина Анастасия пишет:
Известные бренды выпускают новые коллекции одежды и аксессуаров, которые транслируют абсурдную роскошь, и продажи этих коллекций превосходят все ожидания. На что ориентируется богатый клиент? Абсолютно на то же, что и бедный, на собственную неспособность принять свою уникальность, и тогда он пытается её купить. Пока есть люди, которые не в ладах с собой, не важно какой статус они занимают, дорогие дизайнеры могут не бояться тратить огромные деньги и воплощать безумные идеи, так как транслируя уникальность своего товара, они продадут его тем, кто ещё не осознал собственной уникальности
Если верить этому мнению, то получается, что куртки за $4000 покупают только неуверенные в себе, но всё-таки богатые люди. Мне как обывателю хочется в это верить, потому что так я могу сказать: «Хах, богачи, деньги есть — ума не надо» и отпустить эту страшную (как будто) несправедливость.
Но всё не так просто.
Чтобы посмотреть на такие вещи с другой стороны, достаточно заглянуть на сайт консалтинговой компании Knight Frank. Там ежегодно публикуется рейтинг Wealth Report, который показывает, что люди инвестируют в люкс: в одежду, аксессуары, алкоголь и даже цифровые предметы.
Например, те, кто десять лет назад покупал стёганую сумочку Chanel модель 2.55 за $2800, сегодня могут выручить за неё до $7500 на вторичном рынке. Есть ещё модель Jumbo от того же бренда — такая б/у сумочка, купленная в 2014 году, висит в продаже за $13 000 прямо сейчас, когда я пишу этот текст.
И это касается не только брендовой одежды. Вы когда-нибудь слышали про бренд Caviar? Эти ребята берут просто дорогую вещь (например, iPhone) и превращают ее в неприлично дорогую вещь. Вот, как скажем, этот смартфон-золотой-слиток.

Caviar iPhone 12 Pro Max
Сделан он на базе iPhone 12 Pro Max в 2021 году. В целом, это обычный айфон, только без камеры и с корпусом из килограмма 24-каратного золотого слитка. В своё время он стоил $169 000: сколько стоит сейчас — страшно подумать, даже если не считать естественный рост цены за золото.
Но зачем так усложнять, если ты просто хочешь во что-то инвестировать? Почему нельзя купить обычный слиток золота, без всяких айфонов внутри?
Потому что подобные вещи всегда будут стоить дороже пустого сырья. А если мы говорим о брендовых сумочках, рост их стоимости менее предсказуем, но потенциально они более рентабельные — никогда не знаешь, как сильно подскочит цена очередной вещицы от модного бренда в течение следующих 10-15 лет.
Это, как и любая инвестиция, одновременно и риск, и хорошая возможность.
В сухом остатке, вывод такой: покупать дорогие вещи — не глупо. Как минимум, это проверенный годами продукт, который скорее всего прослужит вам долго, будет радовать глаз и в хорошем смысле тешить самолюбие. А как максимум, через несколько лет вернёт потраченные деньги, и даже больше, обратно к вам в карман.
*Вся информация в статье актуальна на момент публикации. AVO bank не гарантирует, что она останется точной или актуальной в будущем. Перед принятием решений советуем проверять свежие данные.
*В статье размещены ссылки на внешние ресурсы. AVO bank не несет ответственности за содержание сторонних ресурсов.
*Мнение в статье — личная точка зрения автора и не отражает позицию AVO bank. Банк не отвечает за точность и последствия использования информации.
*Цены ориентировочные и актуальны только на момент публикации.








