Я всегда немного завидовала людям, у которых есть хобби. Мне на хобби вечно не хватало либо денег, либо времени, либо терпения. Конечно, время от времени я чем-то увлекаюсь, но пока не нашла дела, которое могло бы затянуть меня достаточно серьёзно.
А вот в моём окружении встречаются люди, серьёзно и долго занимающиеся самыми разными вещами: от танго до вязания, от посткроссинга до японской живописи суми-э. Увлечённые люди готовы тратить на хобби много денег и сил, но взамен они получают бесценное счастье.
Особенно меня привлекают не совсем стандартные для Ташкента увлечения. Я поинтересовалась у совершенно разных людей, как они нашли своё хобби и единомышленников, что получают от любимого занятия и сколько тратят на увлечение.
Ультразвуки счастья
Севаре 22 года, она работает проджект-менеджером в агентстве We Digital и уже 8 лет увлекается K-pop.

Фото: Севара
K-pop — это музыкальный жанр, который появился в Южной Корее в начале 90-х и набирал популярность во всём мире с 2000-х. Сегодня — это целая субкультура. Поклонники слушают музыку, собираются в кавер-группы, занимаются танцами, коллекционируют альбомы и карты любимых исполнителей, концертные мерчи или рекламируемую айдолами (популярный артист, звезда) косметику, отмечают дни рождения любимых музыкантов.
В Узбекистане поклонников этого жанра предостаточно, есть даже K-pop ассоциация при Корейском посольстве и Центр образования, которые устраивают мероприятия.
Самый распространённый мерч — это альбом, в котором есть фотобук — буклет с фотографиями участников, тексты песен, иногда диск, карты. Обычно фанаты собирают карты любимчиков, обмениваются или покупают их отдельно. Неизвестно, какие именно карты попадутся в конкретном альбоме.
Для меня коллекционирование — это море эмоций. Я наслаждаюсь распаковкой, внимательно осматриваю каждую карточку. Я никогда не знаю, какая карта попадётся: если нет карты любимого исполнителя — мне грустно, и наоборот. Есть видео, где я распаковываю альбом и вижу карту любимого участника группы — там просто ультразвуки счастья!
«А ещё коллекционирование — это про эстетическое удовольствие. Каждый раз разные концепции альбомов, стили, разное оформление, и на полочке это выглядит прикольно.

Фото: Севара
Я заказываю альбомы на корейском сайте через знакомую — у неё в Корее родственники, которые присылают заказы почтой. Но сейчас уже в Ташкенте открылось несколько магазинов с K-pop товарами.
Цена одного альбома зависит от концепции, популярности группы, лимитированности и т. п. Самый дорогой в моей коллекции я покупала за $120, а в среднем альбомы стоят около $25. Раньше я собирала ещё и карты, но сейчас немного жаль тратить деньги. У меня самая дорогая карта — за $20, но они могут стоить и $70–$100.
Сейчас у меня в коллекции около 30 альбомов. Я покупаю новые примерно раза 4 в год, в зависимости от того, как часто мои любимые исполнители и группы что-то выпускают. В среднем в год могу потратить около $250 на коллекцию.
Также я увлекаюсь корейской косметикой, и есть бренды, которых рекламируют айдолы. Когда я училась в Корее, покупала несколько раз. Но это недешёвое удовольствие — один кремушек может стоить $50.
Иногда артисты выпускают лимитированные винилы — их цена около $150. Я бы, конечно, хотела, но это очень дорого. Есть разный концертный мерч, например, моя подруга как-то заказывала худи за $100», — говорит Севара.
Сейчас в Узбекистане много фанатов K-pop, наверное, несколько тысяч: есть сообщества кавер-денсеров и просто любителей. Многие друг друга знают, встречаются на мероприятиях, например, в честь дней рождений айдолов, устраивают киновечера в кафе или коворкингах, участвуют в конкурсах. Среди фанатов есть парни и девушки возрастом примерно от 16 до 28 лет».
Быть ближе к тому, что нравится
Адлеру 27 лет, он IT-специалист в государственной компании. Лет 5 назад он открыл для себя страйкбол и с тех пор регулярно ходит на игры.

Фото: Адлер
Страйкбол — это командная военно-тактическая игра с применением специально разработанной мягкой пневматики. Оружие (привод) может приводится в действие электродвигателем, запасом сжатого газа (газовой смеси, углекислоты) или мускульной силой самого игрока и стреляет пластиковыми шариками. В снаряжение игрока также обязательно входит защитная амуниция, в том числе очки. Главный принцип игры — честность, также есть определённый регламент.
Играют в страйкбол на территории Airsoftuz Arena. У сообщества есть чат в Telegram, в котором сейчас около 200 участников — Первая страйкбольная группа в Узбекистане.
Учитывая мою нервную работу, для меня страйкбол — это отличный релакс, покой, умиротворение и вот это всё… Ещё я очень упарываюсь по милитари тематике, и страйкбол позволяет быть ближе к тому, что мне нравится.
«Обычно мы стараемся выезжать на игры каждую неделю. Я участвую просто как игрок, но есть ребята в сообществе, которые занимаются организационными вопросами.
Если у вас нет своего оборудования, то можно арендовать привод и амуницию примерно за 200 000–300 000 сумов. Есть разные тарифы, в зависимости от необходимого вам оборудования и длительности игры.

Фото: Адлер
Я себе практически всё закупил в течение двух лет, остались мелочи. Привод я брал с рук у знакомого — это стоило около $1000–$1200, а экипировка — около $400. Раньше заказывали знакомым, которые везли из России или Казахстана. Сейчас есть местный магазин, но цены там высокие. Стоимость приводов и экипировки может быть очень разной — всё зависит от ваших потребностей и возможностей.
За игру, учитывая, что оборудование своё, я плачу от 40 до 60 тысяч. Цена зависит от количества участников, так как мы делим сумму за аренду территории на всех игроков. Я хожу примерно 2–3 раза в месяц — следовательно, в год могу тратить около 1,5 млн, а на газ для привода и шар ещё около 2 млн сумов в год.
Сейчас в сообществе около 200 человек, в основном это ташкентские, но есть и релоканты. Возраст участников — примерно от 20 до 40 лет. По большей части мужчины, девушки тоже иногда приходят, но только у 2–3 есть своя экипировка. В основном девушки — боевые подруги игроков», — говорит Адлер.
Заряд эмоций
Валерия — исполнительный директор в агентстве We Digital. Ей 29, и около шести лет она катается на сноуборде.

Фото: Валерия
«Я начала этим заниматься благодаря моей подруге, которая катается на лыжах с детства. Однажды она пригласила меня поехать с ними в горы. Я попробовала сноуборд и с тех пор втянулась.
Тогда мы катались в Бельдерсае — было опасно, никакой инфраструктуры, охраны, наблюдателей, спасателей и так далее. Были местные инструктора, которые по сути не профессионалы, а просто чуваки, которые очень хорошо катаются на лыжах и на сноуборде, потому что живут там с рождения и этим зарабатывают на жизнь. Тебя берут просто за руку и с самой вершины на скорости съезжают с тобой.
Через год-два открылся Amirsoy, и мы уже стали ездить только туда, так как там есть вся необходимая инфраструктура. Есть, конечно, сноубордисты и лыжники со стажем, которые постоянно ищут сложные тропы и дикие места. Но я боюсь в такое вписываться, и мне достаточно спокойной горы в Amirsoy, где есть охрана, спасатели и все условия.

Фото: Валерия
В Ташкенте сезон начинается где-то в конце декабря и длится до конца марта. Обычно мы закрываем сезон примерно на Навруз — есть даже специальное мероприятие — костюмированный заезд «Чопонрайд». Есть райдеры, которые ездят в другие страны, когда у нас ещё или уже не сезон. Мне бы хотелось, конечно, но пока не было возможности покататься где-то кроме Узбекистана.
Сейчас зимние виды спорта стали достаточно популярны у нас, поэтому есть много разных групп, тусовок разных поколений, но уже нет какого-то единого сообщества. Я знаю, что в начале 2000-х было довольно сильное сообщество сноубордистов, лыжников и других любителей экстремальных видов зимнего спорта. Тогда не было инфраструктуры, и они находили единомышленников, собирались, искали места, ездили кататься дикарём и ночевали на вершине Бельдерсая, тусили вместе в городе. Это было по описаниям что-то рок-н-ролльное. Когда я пришла в это хобби, уже не было такого движа. Теперь Amirsoy вокруг себя собирает сообщество, организует тематические мероприятия.
Если говорить о цене удовольствия, то расходы можно разделить на само катание и экипировку.
Сейчас, так как сезон ещё не начался, обновлённых цен пока нет. В прошлом году скипасс (это карта, которая даёт проход на все горки) на весь день стоил 350 000 сумов. Далее — расходы на логистику зависят от того, как ты едешь. Мы ездили компанией на своей машине, уходило где-то полбака бензина, то есть около 200 000 сумов туда-обратно. На территории есть бесплатная парковка, а та, что ближе к канатке и удобнее, — платная, по 200 000. На территории есть кафешки разной ценовой категории; в среднем счёт за обед может выйти около 150–200 тысяч на человека. Получается, около 1 млн сумов за день набегает. В сезон я катаюсь примерно 8–10 раз, хотя, конечно, хотелось бы каждые выходные. Получается, за сезон трачу около 8 млн сумов на своё хобби.
Для тех, у кого нет своей экипировки и оборудования, нужно заложить ещё денег на аренду. Арендовать сноуборд, лыжи, специальную одежду (непромокаемые штаны, куртку, перчатки), маску, шлем, ботинки можно прямо в Amirsoy, а можно и где-то в городе. В Amirsoy цены выше, но зато всё более новое. В прошлом году аренда сноуборда стоила 150 000, а экипировки — около 100 000–150 000.
Новичкам советуют сразу не покупать своё оборудование: сначала привыкнуть и понять, что именно вам подходит. Первые годы я брала в аренду, а потом стала покупать своё. Большую часть вещей я заказываю из США на сайте EVO, так как в Ташкенте, к сожалению, мало выбора, а то, что есть, — сильно дороже.
Сноуборд я заказывала 2 года назад и пока не меняла — тогда он обошёлся мне с учётом скидки и доставки в $450. Вообще, цены зависят от бренда, акций, сезона и могут быть до бесконечности высокими.
В этом сезоне я обновила себе кое-какую экипировку. За куртку и брюки я заплатила $300 на сайте, с учётом акций. Если покупать в Ташкенте, то выйдет сильно дороже, так как ассортимент небольшой. Куртка в магазине Urban может стоить около 4–5 млн. Ботинки я взяла там на скидках за 2,5 млн, а вообще цены — от 3 до 5 млн.
Есть магазинчики поменьше, вроде Slab — там дешевле и бренды попроще. Там я покупала свою первую форму, и несколько лет назад мне это обошлось около 1,5 млн. Сейчас цены в Slab на штаны и куртки — от 1 до 2,5 млн сумов, а на ботинки — от 1 до 3,5 млн сумов.
Также у меня ушло около $500 на мелочи: шлем, маску, термобельё, перчатки, чехлы. Это я заказывала онлайн из Казахстана. Грубо говоря, на сноуборд и всю экипировку потрачено около $1500.

Фото: Валерия
Хобби мне приносит кучу положительных эмоций. Это и невероятная красота, которую наблюдаешь, когда едешь с горы, и энергия, и очищение мыслей. Плюс хорошая компания, заряд от общения с близкими по духу людьми. Также, очевидно что это активная физическая нагрузка, которой так не хватает при офисной работе», — Валерия.
На поездки и катание Лера тратит около 8 млн за сезон.
Хобби не должно иметь причины
Пулат — физик-теоретик и преподаватель в университете. Ему 35 лет, и около 15 лет назад он начал интересоваться Warhammer.

Фото: Вархаммер-сообщество Узбекистана
Warhammer — это «варгейм» или стратегическая настольная игра, действие которой происходит в мрачном фэнтези-мире. Это огромная вселенная, которая включает в себя настолки, компьютерные игры, литературу, роспись миниатюр (фигурок, которыми играют), косплей и даже мемы.
В Ташкенте есть вархаммер-сообщество, которое сформировалось примерно в 2018 году, хотя увлечённые темой были всегда. Сейчас в группе 140 человек — практически все живут в Узбекистане, но там много приехавших из России после 2022 года. Среди участников есть люди совершенно разных профессий: врачи, инженеры, юристы, художники, преподаватели и студенты. В большинстве — это парни, но есть и несколько девушек.

Фото: Вархаммер-сообщество Узбекистана
«С 2018 года стали организовывать игры в магазине Hobby Games, но мы ещё постоянно устраиваем хобби-вечера — желающие встречаются вместе дома у кого-нибудь из участников и либо играют, либо собирают и красят миниатюры. Моё хобби — это роспись, в то время как на сами игры я хожу не так уж часто. Я собираю и крашу миниатюры для себя или на заказ, участвую в конкурсах и выкладываю на свою страницу.

Фото: Авторская роспись миниатюр
Сейчас для игр и турниров мы арендуем помещение в одной из частных школ, директор которой тоже участник нашего сообщества. Игры проходят каждую субботу. Те, кто хочет посещать регулярно, берут абонемент за 100 000 сумов в месяц, либо платят разово 50 000 за вход. Деньги идут на оплату аренды, а на остатки мы покупаем разные атрибуты для игр.

Фото: Вархаммер-сообщество Узбекистана
Если ты увлекаешься этим серьёзно, то удовольствие не из дешёвых. В среднем 1 коробка от официального производителя Games Workshop стоит от $30. В одной коробке может быть 1 минька, а может 3, 5, 10 и более. Заядлые игроки собирают себе целые армии. Новичкам опытные игроки могут одолжить миниатюрки, но в целом не принято давать своих «человечков» другим.
Чтобы начать играть, надо собрать хотя бы небольшой отряд — в принципе, можно уложиться в $100–$150. Но когда начинаешь в это глубоко погружаться, тратишь сильно больше, потому что хочется постепенно улучшать армию, выходят новые миниатюры, и их хочется купить.


Фото: Вархаммер-сообщество Узбекистана
Официальные миниатюры мы заказываем из Британии через службу доставки TEZ Parcel. Обычно мы собираем общий заказ на несколько человек. Можно искать пиратские варианты: если кто-то едет из России, там многие клеят миниатюры. Есть ещё вариант скачать схемы и заказать 3D-печать, но в Узбекистане это обойдётся дороже, чем заказать из Британии оригинал, так как индустрия 3D-печати пока не сильно развита. В странах, где сфера развита, такой вариант обойдётся в 2 раза дешевле.
Для тех, кто занимается росписью, надо покупать краски и кисти. Краски нужны акриловые для пластика. Тюбик обычно стоит от $2,5 до $8. Кисти подойдут и качественные художественные. Я также пользуюсь аэрографом, но это не обязательно. В принципе, если вы хотите красить, то можно для начала закупиться на $50. Но, конечно, постоянно хочется чего-то нового.
Я покупаю что-то примерно раз в 2 месяца. Чаще всего я не трачу на покупку более $100. Получается, в год трачу около $700–800 в среднем на хобби. Исключением может стать какая-нибудь лимитированная коробка или что-то вроде этого. Но здесь всё индивидуально: один из наших участников однажды закупился на $1700. Могу сказать, что если бы у нас в городе были тематические магазины, то я бы гораздо чаще тратился на хобби.
Те, кто увлекается лором (совокупность информации о фантастической вселенной), покупают книги, мерч. Пару лет назад книги стоили от 100 000 cумов, но сейчас цены сильно поднялись, да и выбора не очень много. Сегодня в «Книжном мире» всего несколько книг — от 480 до 800 000 сумов. Но можно заказать, например, на Wildberries — там литература стоит от 70 000 до 2 млн сумов.
Я считаю, что у хобби не должно быть причины. Я увлекаюсь этим не для того, чтобы добиться каких-то целей или сублимировать энергию. Я просто получаю удовольствие», — Пулат.
Подробнее о том, кто и почему увлекается Warhammer и чем интересна эта вселенная, можно почитать тут.
Послесловие
Как видим, хобби бывают самые разные, и зачастую ваше увлечение не зависит от вашего пола, возраста или профессии. Самое главное — это заряд эмоций и счастье, которое вы получаете. И порой, чтобы получить частичку счастья, нужно потратить определённую сумму: чтобы пополнить коллекцию, оплатить поездку или обновить экипировку. В этом поможет кредитная карта AVO platinum. Международной картой можно пользоваться как в Узбекистане, так и за рубежом, что особенно актуально для заказов покупок на иностранных сайтах. Кредитный лимит достигает 50 млн сумов, а льготный период — 45 дней.
*Вся информация в статье актуальна на момент публикации. AVO bank не гарантирует, что она останется точной или актуальной в будущем. Перед принятием решений советуем проверять свежие данные.
*Мнение в статье — личная точка зрения автора и не отражает позицию AVO bank. Банк не отвечает за точность и последствия использования информации.
*В статье размещены ссылки на внешние ресурсы. AVO bank не несет ответственности за содержание сторонних ресурсов.
*Цены ориентировочные и актуальны только на момент публикации.