Сегодня в Ташкенте официально работает 18,8 тысячи таксистов — через сервисы такси или просто как самозанятые. Среди них есть и водители бизнес-класса: на электрокарах или премиальных седанах. Что заставляет их таксовать? И насколько это прибыльно?

Источник: Gazeta.uz
Моя жизнь неразрывно связана с такси: живу в пригороде, работа и друзья — в Ташкенте. Ежедневно я провожу в пути 2–3 часа, и из-за того, что расстояние длинное, таксисты класса «Комфорт» и даже «Комфорт+» приезжают на заказ с неохотой, просят отменить или доплатить. Поэтому чаще всего приходится кататься на «Бизнесе».
И вот однажды я задумался: что заставляет людей за рулём Chevrolet Malibu, новеньких BYD, Chery или Kia таксовать? Это действительно просто хобби? Непыльная подработка? Жизненные обстоятельства?
Рынок такси в Узбекистане
Вообще, давайте начнём чуть издалека: что происходит с рынком такси в Узбекистане? Такси у нас много, и люди ездят часто: вот даже есть сведения о том, что за один день в стране совершается почти миллион поездок.
С тех пор как в сентябре прошлого года самозанятым разрешили оказывать услуги такси, эта профессия стала по-настоящему «народной». Чаще всего люди идут работать в Яндекс Такси, параллельно подключаются к другим сервисам, например, MyTaxi или Taxi Millenium. В каждом из этих агрегаторов есть бизнес-класс.
По статистике, с информационными системами налоговых органов интегрированы 6 онлайн-агрегаторов такси. Из общего числа таксистов 64% работают в Ташкенте. Большая часть таксует со столичными номерами (автомобильный код 01). Таких 54,6%. Дальше идет Ташкентская область (код 10) — 17,9%, потом Кашкадарья (код 70) — 5%, и затем — Фергана (код 40) — 3,3%.
И весь этот рынок легального такси довольно сильно растёт в деньгах — он уже достиг 3 триллионов (!) сумов, а средний чек одной поездки составляет 18 000. Согласно прогнозам Statista, к 2028 году выручка сервисов такси доберётся до отметки в $141 млн.

Зачем таксуют «богатые» машины?
Чтобы разобраться, зачем вообще таксовать на иномарках, я поговорил с несколькими водителями, пока добирался из офиса домой. Имён раскрыть я не могу — все попросили остаться анонимными.
Первым моим собеседником стал мужчина средних лет на белом Malibu. Давайте условно называть его Алишер. С виду — весёлый, добродушный человек. Когда я прямо в лоб спросил его о том, зачем он таксует, он ответил отрезвляюще:
Все, кто таксует, таксуют вынужденно. У меня, например, недавно сгорел дом. Мало того, что пострадало имущество, мне ещё и впаяли штраф за халатность — 7 млн сумов. Аж до суда дело дошло, но, слава богу, судья попался добрый, сильно снизил штраф. Теперь таксую в свободное от основной работы время: сам на базаре продаю стройматериалы.
График у Алишер ака получается такой: с утра до 6–7 вечера на базаре, а потом до 2–3 ночи — на такси. Оказывается, бывали и случаи, когда приходилось работать до 5 утра, а через пару часов снова идти за прилавок на базаре.
Вывод простой: не бывает таксистов «для души». Если человек занимается этим постоянно, тратит на это минимум 5–6 часов в день, значит, он вынужден этим заниматься: потерял работу, залез в долги, появились новые расходы. Водителей бизнес-класса это тоже касается.
Другая причина, заставляющая людей идти таксовать, — возраст. Этим поделился дедушка за рулём новенького «китайца». Бывший таможенник, статный, хоть и в возрасте, уверенный мужчина. Теперь уже безработный. Он рассказывает:
С возрастом становишься не нужен на работе, приходят молодые, заменяют тебя — но расходы никуда не деваются, приходится работать. И вообще, сынок, в Узбекистане таксуют все: от врачей до милиционеров.

А что по заработку?
Радует, что бизнес-класс приносит неплохие деньги. Если верить Алишер ака, он за месяц работы получает около $1700 — где-то 40% он тратит на бензин, мойку, выплату штрафов, масло, и в итоге «чистыми» остаётся около $1000. Конечно же, не стоит забывать и про комиссию сервиса.
Яндекс забирает 27%, MyTaxi и Millenium — поменьше: 8% и 11% соответственно. Многие водители с радостью хотели бы уйти от Яндекса, но не могут — потеряют слишком много клиентов: Яндекс дешевле для пассажиров примерно на 20–25%, вот все его и заказывают.
Кстати, о клиентах. Они бывают разными. Пока мы ехали, я услышал кучу историй: о наркоманах, которых приходится везти после тусовок, о клиентах, которые вызывают машину к чёрту на кулички, платят картой, а потом… возвращают деньги через поддержку сервиса.

«В Яндексе клиент всегда прав», — рассказывает другой собеседник, — «Приехал я как-то в Черняевку, отвёз женщину в город, стоила поездка около 200 000 сумов. А потом смотрю: деньги пропали со счёта в приложении. Связался с поддержкой, оказалось, клиент написал им и заявил, что заплатил мне наличными. Поэтому деньги ему вернули. В итоге я, конечно, доказал, что никакую наличку в глаза не видел, и мне тоже вернули стоимость поездки на счёт. Но клиент, кажется, всё-таки прокатился бесплатно.
Пассажиры бывают и хорошие. Таксисты считают такими «долгих» клиентов: сел в машину утром, прокатался с тобой по своим делам весь день до самого вечера, оставил хорошие чаевые. Такие попадаются нечасто, но в бизнес-классе это не исключение.
Так или иначе, водители очень сильно зависят от клиентов: любая плохая оценка, любая жалоба понижает рейтинг водителя, а сниженный рейтинг означает отсутствие пассажиров.
Доход у дедушки, который бывший таможенник, оказался поменьше: $50 в день, потому что работает он спокойнее — не с раннего утра до ночи и то не ежедневно, а «только когда нужны деньги», без круглосуточных смен и совмещений с основной работой. А ещё, учитывая, что ездит он на электрокаре, расходов на бензин или газ у него нет.
Отдельный тип бизнес-таксистов буквально отрабатывает расходы на покупку авто. Чаще всего это молодые парни на новых BYD: взял машину в рассрочку, каждый месяц нужно выплачивать 13–15 млн сумов.

Таксуют они чаще вечером или ночью, а ещё по выходным. Если в семье есть младший брат с более свободным графиком, можно привлекать к работе и его: утром или днём таксует младший, вечером — старший. Так и собирается нужная сумма месяц за месяцем.
У каждого водителя свои мотивы, но всех объединяет одно — действительно все вынуждены. Чьи-то причины позитивные: машину купил, а у кого-то трагичные: заболела мама. Теперь, прощаясь с водителем и ставя ему пять звёзд в приложении, я не забываю отмечать чаевые. Ведь знаю же, это полноценная работа, а не хобби.
*Вся информация в статье актуальна на момент публикации. AVO bank не гарантирует, что она останется точной или актуальной в будущем. Перед принятием решений советуем проверять свежие данные.
*Мнение в статье — личная точка зрения автора и не отражает позицию AVO bank. Банк не отвечает за точность и последствия использования информации.
*В статье размещены ссылки на внешние ресурсы. AVO bank не несет ответственности за содержание сторонних ресурсов.
*Цены ориентировочные и актуальны только на момент публикации.